Интервью с участниками проекта "Почему бы и нет"

Могут ли запреты стать источником вдохновения? 

С 25 сентября по 5 ноября в рамках фестиваля «Детские дни-2023» прошла подростковая лаборатория «Почему бы и нет». Чуть больше месяца подростки из Москвы и Санкт-Петербурга взаимодействовали с Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамерой) РАН и Музеем советских игровых автоматов (Москва, Санкт-Петербург) — и пытались ответить на вопрос: Можно ли сделать запреты в музеях чуть менее раздражающими, а пребывание в музее – чуть более комфортным для посетителей?

Пять подростков возрасте от 13 до 16 лет участвовали в еженедельных встречах, читали правила музеев, проводили социологические исследования, придумывали собственные оригинальные проекты, составляли техзадания для дизайнера, бутафора, иллюстратора, типографии и администратора музея, а еще— ездили друг к другу в гости (в Москву и Санкт-Петербург), чтобы лично побывать в музеях и представить свои проекты перед публикой. Участникам и участницам лаборатории помогали в этом непростом проекте кураторы — куратор детских и подростковых программ Татьяна Рябухина (Москва) и психолог Александра Сороковикова (Санкт-Петербург).

В итоге у ребят получились пять оригинальных и остроумных проектов. Это место для  музейного забега, правила Кунсткамеры в комиксах, музыкальные плейлисты, которые люди могут послушать в музейных залах, специальный реквизит (тубусы, конфеты и беруши), с которым не шуметь и не мешать друг другу в залах гораздо проще.  А еще подростки создали макет головного убора индейского шамана, который 4-го ноября мог примерить каждый идущий мимо посетитель, а ведь когда-то простым индейцам нельзя было даже смотреть на такие одеяния!

Несколько проектов все еще  можно увидеть в музеях до 19 ноября 2023 г., а сегодня мы решили лично поговорить с участниками лаборатории и узнать, какие эмоции они получили от работы и какие идеи им удалось воплотить. 

 Интервью с участниками лаборатории “Почему бы и нет” после её окончания. Интервью брала Дарья Сорокина.

 


 

Варвара Карачева, Аполлинария Скворцова, Анастасия Курманова,

г. Санкт-Петербург. Проект “3 в 1”: «Почувствуй. Послушай. Пойми музей: границы возможного».  

Проект разработан для Кунтскамеры и создан для того, чтобы посещение и соблюдение правил музея было чуть более комфортным. Каждая из девочек занималась одной из «рубрик» в рамках проекта. 

 

 


01

Варвара Карачева

16 лет, г. Санкт-Петербург


 

  • Как ты попала на проект?

В прошлом году я участвовала в лаборатории «Прогульщики», также от фестиваля «Детские дни», и в конце лета куратор лаборатории прислала нам приглашение на новый проект. Он меня сразу заинтересовал, потому что я очень люблю музеи. Но я на какое-то время забыла о нём, а вспомнила только в последний день заявки. Я быстро написала эссе (его требовали для заявки) и отправила. А через месяц, в конце сентября, мне написали, что меня приняли в лабораторию. Я на тот момент уже понимала, какая большая нагрузка в 10 классе, так что даже думала отказаться. Точнее, мне тогда написали в Телеграм, и я ответила, что отказываюсь от участия, но потом я полчаса проплакала, потому что мне было очень обидно, что я из-за завала по учебе упускаю такую интересную возможность. И я решила всё-таки пойти, исправила сообщение, организаторы не заметили первого. Так и попала.

  • Что запреты значат для тебя?

Для меня запреты— это обоснованные правила. Точнее, я редко следую запретам, в которых не нахожу для себя смысла. Потому что мы часто слышим: «Ты же девочка, ты не можешь…», но действительно ли кто-то станет это слушать, если не находит в этом смысла?

  • Как шла работа в лаборатории? Что понравилось, а что раздражало? 

В лаборатории мы совмещали онлайн и офлайн форматы, это действительно мне очень помогло, потому что я не всегда могу себе позволить приехать и лично встретиться с людьми: помимо учёбы в школе, я учусь ещё в художке, у меня выпускной класс. Впервые с Полиной и Настей мы познакомились на офлайн встрече, очень быстро законектились, и нам это очень помогло, мы решили делать совместный проект. Наш проект про правила, про разговоры и про музыку в музее. 

  • Были ли запреты в самой лаборатории?

Я не заметила. 

  • Расскажи про свой проект?

Идея проекта пришла внезапно, я ехала в машине, и вдруг меня осенило: я предложила работать со звуковой средой и с комфортным ощущением себя в музее, девочки меня поддержали. Я работала в основном с правилами музеев, потому что я много и хорошо рисую, а основная задача в этом проекте была подготовка эскизов для иллюстрации правил. Мы решили их перерисовать, потому что когда мы открыли сайт Кунсткамеры, мы ужаснулись: увидели громоздкие формулировки правил, где непонятно просто всё. Из этих правил мы выбрали наиболее важные, и я создала рисунки. Мы придумали нового персонажа для Кунсткамеры— скунсa Олега в крутых очках и жилетке. Он такой персонаж-нарушитель: он не понимает, как вести себя в музейной среде, и поэтому часто сталкивается с Глоболоком. Глоболок— это глобус на ножках, уже давно существующий символ музея. Он удивляется, злится, падает в шоке от действий Олега. Надеюсь, они когда-нибудь подружатся.

02

  • Какие впечатление у тебя были после презентации проекта? Как публика отреагировала на твой проект? 

К сожалению, я не смогла быть на презентации, видела только фото и слышала отзывы Насти и Полины. Знаю, что мои работы держали волонтеры и, кажется, все прошло хорошо. Как только вернусь в Санкт-Петербург, сразу загляну в музей и проверю, как там себя чувствуют наши работы. 

03

  • Чем бы ты хотела заниматься после школы?

На самом деле, отовсюду слышу этот вопрос. В действительности, я не знаю чем бы хотела заниматься, думаю, это должно быть что-то связанное с творчеством и работой с людьми. Если бы мне пришлось выбирать сейчас— я бы пошла на рекламу или маркетинг.

 

 


01

Анастасия Курманова

15 лет, г. Санкт-Петербург


 

  • Как ты попала на проект?

Попала я достаточно неожиданно. Моя бабушка между сообщениями «С днём хлеба!» и «Посмотрите на этот анекдот», прислала мне ссылку на проект со словами: «Настя, я знаю, что ты любишь всякие активности, поучаствуй». Я сначала отнеслась к этому скептически, потому что я об этой лаборатории ничего не слышала и подумала: звучит слишком хорошо— или «разводняк» какой-то или что-то скучное. Но потом открыла, изучила и поняла, что хочу участвовать. Во-первых, я любитель организовывать проекты, во-вторых, там обещали помощь, что для меня было очень важно— то есть я понимала, что меня не кинут на половине и я смогу довести проект до конца. И, конечно же, меня очень привлекла поездка в Москву. 

  • Что запреты значат для тебя?

Заперты— это важная часть жизни, которую я постоянно познаю и с которой борюсь. В детстве я была очень тихим и послушным ребёнком и о многих запретах догадывалась сама, мне редко приходилось сталкиваться с тем, что меня в чем-то упрекали, то есть для меня запреты— это было такая зона комфорта, где я всегда понимала, чего от меня хотят и всегда эти условия выполняла. Сейчас, подростком, конечно, часто запреты меня не устраивают, и я понимаю, что не все запреты нужно соблюдать и порой их нарушение меняет мир.  Если говорить о музеях, то в музее меня раздражает тишина, то, что ты устаешь физически и часто нельзя присесть, и то, что нельзя есть, — запреты на обычные биологические потребности. Но после лаборатории я начала относится к запретам в музеях более снисходительно, поняла, зачем они нужны. 

  • Как шла работа в лаборатории? Что понравилось, а что раздражало? 

Работа шла хорошо. Мне нравился и наш коллектив, и как шла программа, с кураторами мы были на одной волне. Были очень интересные спикеры, разговоры на интересные темы. Единственное, у меня вызывали отторжение встречи онлайн. Для меня это еще отголосок ковидного времени, когда весь пятый класс мы провели в зуме и никто ничего не делал.  Ты понимаешь включенность человека в проект, когда ты с ним обсуждаешь детали вживую в команде или с глазу на глаз, но когда ты вещаешь в зуме, никогда не знаешь, кто чем занимается, может, кто-то поставил все на фоновый режим и пошел заниматься своими делами. Для меня это минус. 

  • Были ли запреты в самой лаборатории?

Да, запреты были. Особенно это ярко выражалось, когда мы приехали в Москву. Я говорю о некотором запрете свободы, было мало свободного времени. Но на самом деле, этот запрет был оправдан: у нас попросту не было этого свободного времени. Мы двадцать четыре на семь работали над проектами: писали тексты, закупали материалы, ставили ТЗ, плакали, смеялись. Поэтому у нас оставалось мало свободного времени, но все равно удалось немного погулять, я даже встретилась с одной моей московской подругой. 

  • Расскажи про свой проект.

Мы с девочками работали с музеем “Кунсткамера”, что было одновременно и плюсом, и минусом. Кунсткамера— это государственный музей, а значит многие правила в нем сохранились, грубо говоря, со времен Петра I. Если в Музей игровых автоматов ты приходишь с мыслью, что тут можно делать все что угодно и никто ничего тебе не скажет, то в Кунсткамере ты ходишь, молчишь, ничего не трогаешь и так далее. И здорово было в этом музее поработать, как говорила куратор программы Татьяна Рябухина: «в этом есть некая задача, как у футуристов была задача сломать старые рамки, так и у нас: не то что сломать, но сделать их гибче, комфортнее для посетителей». Поэтому запреты в Кунсткамере —это, наоборот, точка роста, и в этом музее было гораздо больше места для полета фантазии. Так что вначале было даже сложно понять, за что взяться. Но мы решили сосредоточиться на шуме и правилах, связанных со звуком. Я в большей степени занималась созданием плейлистов для конкретных залов, которые можно было послушать через куар-код. Мне эта идея очень понравилась, потому что я сама все время хожу в наушниках, а еще потому, что музыка действительно влияет на восприятие и ощущение мира вокруг, и это не просто высокопарные слова: по статистике, музыка повышает внимание на 20-30%,  а память – на 30-45%. В общем, берешь наушники, сканируешь куар-код и ходишь и смотришь на экспонаты не как на что-то занудное, а как на предложение истории, в которую ты сам себя погружаешь. Мне кажется, проект очень нужный, я сама бы им точно пользовалась.  

05

  • Какие впечатление у тебя были после презентации проекта? Как публика отреагировала на твой проект? 

Презентация прошла хорошо, многим понравилось, было много положительных реакций. И для меня это один из самых важных моментов лаборатории: понять, что все-таки ты угадал, что не только тебе это интересно, а этим будут пользоваться другие, это будет нужно и это не забудут. Еще было интересное наблюдение про мой проект, скажем так, мой личный промах: я решила делать куар-код с музыкой в ВК, потому что мне показалось, что ВК есть у всех, и это объединяет и молодежь, и взрослых, но оказалось, что это не так, далеко не у всех он есть. И был один дядька: он говорит: «О, круто, наконец-тo Кунсткамера привносит что-то новое, наконец-тo инновации». Сканирует куар-код и потом говорит: «а это что, ВК? У меня его нет», —разворачивается и уходит. В общем, начал за здравие, а закончил за упокой. Так грустно стало, что многие хотели воспользоваться этим куар-кодом, но не все смогли. Но буду иметь в виду на будущее. 

  • Чем бы ты хотела заниматься после школы?

Честно— понятия не имею, потому что я ни в чем не уверена. Но сейчас мне сердце подсказывает, что я хотела бы быть или психологом, или режиссером. 

 

 


01

Аполлинария Скворцова

15 лет, г. Санкт-Петербург


 

  • Как ты попала на проект?

На проект я попала максимально неожиданно, потому что об этом конкурсе я узнала в последний монет, в ночь перед дедлайном, и очень быстро написала эссе. И у меня его приняли! 

  • Что запреты значат для тебя?

Для меня запреты равны правилам, и я считаю, что их надо уважать. Потому что если они написаны, значит зачем-то они появились, зачем-то их придумали, не просто так. Но бывают и некоторые правила, которые начинают устаревать: новый век— новые правила. Поэтому я считаю работу в лаборатории очень полезной. 

  • Как шла работа в лаборатории? Что понравилось, а что раздражало? 

Сначала у нас была парочка ознакомительных встреч, где мы просто накидывали идеи, варианты. На этих встречах мы познакомились с Настей и Варей. Мы сразу сдружились, и решили делать проект втроем.  К сожалению, в определенной момент лаборатории я не могла участвовать в живую, потому что была в отъезде с плохим интернетом, могла только переписываться и читать, что придумали  девочки, старалась помочь как могла. Мне понравилось, что каждый раз мы обсуждали какие- то проблемы нашего проекта, что можно улучшить. Работа была очень интенсивной. 

  • Расскажи про свой проект.

Наш проект родился, кажется, на первой или второй встрече, очень легко. Вначале мы думали в сторону проекта с Музеем игровых автоматов, но потом мы решили пройтись по Кунсткамере и увидели, как систематически нарушаются правила в музее, как все там бегают и шумят, и мы подумали: так, делаем проект здесь. И все наши три рубрики в рамках проекта объединяла одна тема – шум. Для проекта мы даже провели социологический опрос, который проходил в социальных сетях и который показал, что большинство посетителей правил Кунсткамеры не читали и в глаза не видели. 

Мы с девочками делали проект вместе и помогали друг другу, но все-таки в большей степени я занималась интерактивным проектом, посвященным как раз тишине в зале и комфортному созданию этой тишины. Мы закупили конфетки, сделали для них обертки, на которых было написано «съешь меня и не болтай». Конфетки нужны, чтобы люди меньше болтали в залах, чтобы они переключились с шумной улицы на музей, куда люди пришли не болтать, а наслаждаться искусством.  Также мы сделали беруши, которые должны были помочь людям в музее находиться в тишине и не отвлекаться на окружающих. Последнее, что мы сделали в рамках этого проекта, — мы придумали разговорные тубусы (картонные трубки), которые ты подносишь к уху собеседника и говоришь только ему, если тебя очень подмывает что-то сказать. 

07

  • Какие впечатления у тебя были после презентации проекта? Как публика отреагировала на твой проект? 

Публика отреагировала хорошо, мы – молодцы, надеюсь, наш проект провисит в Кунсткамере подольше. Правда, в последний день перед презентацией проектов Кунсткамера сказала, что кое-что в наших проектах нам придется отменить. Причем о части мы узнали уже в день презентации. Приходим, а музей нам говорит: «Девочки, половину отменяем!» Во-первых, нас перенесли ближе к входу, где было достаточно шумно, но зато там лучше видны карточки и, возможно, это даже пошло нам на пользу. Во-вторых, второй проект нам отменили полностью. Точнее, сказали: вы можете сами раздать свои приспособления сегодня, но на этом все. В-третьих, куар-коды с музыкой тоже разрешили приклеить только в 2 залах из 5. В самых отдаленных и тихих залах. Я не виню за это Кунсткамеру, я понимаю, почему это произошло, но я рада, что хотя бы половина проектов у нас осталась.   

  • Чем бы ты хотела заниматься после школы?

На жизнь после школы у меня планы  еще с первого класса: на последнем году я хочу перевестись в социально-экономический класс и после школы поступить в Экономический университет. 

 

 


01

Евгения Журавлёва

14 лет, г. Москва, проект «Музерактив»


 

В своем проекте «Музерактив» Женя работала с запретом на прикосновения к экспонатам. Она сделала макет головного убора индейского шамана. Макет находился рядом с экспонатом, и его мог потрогать, примерить и сфотографироваться каждый, кто проходил мимо. 

  • Как ты попала на проект?

На проект я попала довольно спонтанно через подростковое пространство в центре «Благосфера». В одном из своих телеграмм-каналов они опубликовали запись о том, что дети могут поучаствовать в проекте, связанном с музеем. Правда, изначально музеи были мне не сильно интересны, больше заинтересовала, конечно, поездка в Санкт-Петербург. Именно это было первым двигателем процесса.

  • Что запреты значат для тебя?

Запреты для меня в первую очередь—это защита, ведь ни один запрет не будет поставлен просто так. За запретом всегда стоит какой-либо опыт, чаще всего – негативный, который обезопашивает и того, перед кем ставится этот запрет, и того кто его ставит. Для меня запреты не равны правилам, но это одно из ответвлений от правил.

  • Как шла работа в лаборатории? Что понравилось, а что раздражало? 

Работа в лаборатории шла спокойно и размеренно. Единственное, что меня немного раздражало, это то, что многие, в особенности куратор проекта и дизайнер пытались переформировать мою идею, повернуть её совершенно под другим углом, но я всегда обозначала границы и говорила:  «Это мой проект, и я хочу, чтобы он был именно таким», и в итоге все получилось удачно.

  • Были ли запреты в самой лаборатории?

Запреты были, но в рамках разумного. 

  • Расскажи про свой проект.

Идея проекта родилась спонтанно. Я помню, что когда я была маленькая, меня сильно раздражали музеи и я не любила туда ходить, не  очень люблю и по сей день. Для меня музей— это нудные и душные залы, в которых быстро устаешь. Я подумала о том, что бы могло развлечь детей в музеях, ведь, наверное, самым бесячим правилом всегда было “не трогать экспонаты”. Но все мы знаем, что запрещать ребёнку что-либо делать— побуждать в нём ещё большее желание сделать это. Тогда я решила, что хоть какой-то маленький запрет можно чуть-чуть сдвинуть на второй план и помочь деткам осуществить свою, возможно, маленькую мечту, а возможно – глупое желание. Вместе с дизайнером мы создали копию (макет – прим. редактора) экспоната Кунсткамеры— головной убор индейца Америки. Работа шла достаточно плавно, мне помогала Лия, бутафор и, естественно, Татьяна – организатор всего действа. 

Вообще  я думаю, что этот проект будет интересен не только детям, но многие взрослые туристы захотят пофотографироваться или просто примерить этот экспонат.

Мне кажется, если бы была возможность сделать подобный интерактив хотя бы в нескольких музеях, я бы им обязательно воспользовалась. Вряд ли я бы сразу стала любить музеи, но интереснее стало бы точно, ну, и возможно детям, которые ещё как чистый лист бумаги, стало бы интересней, они бы поняли ценность музеев.

09

  • Какие впечатления у тебя были после презентации проекта? Как публика отреагировала на твой проект?

Я не знаю потому что мой проект представляла не я, а Егор и Полина (другие участники лаборатории – прим. редактора). В Санкт-Петербург я, к сожалению, не смогла поехать, но, по словам ребят, публика отреагировала достаточно хорошо, людям было интересно. 

  • Чем бы ты хотела заниматься после школы?

Если честно, планов на после школы сейчас ещё нет у меня, у меня какие-то есть глупые амбиции насчет ораторского искусства, актёрского или журналистики, но точно я пока не знаю.

 

 


01

Егор Хохлов

13 лет, г. Москва, проект «Музейный забег»


 

В своем проекте «Музейный забег» Егор работал с запретом на бег в музеях. Он создал в музее отдельное пространство с разметкой для бега до 20 метров, секундомером на старте и игровыми монетами на финише. 

  • Как ты попал на проект?

На проект я попал из объявления в центре «Благосфера», а именно – из подростковой гостиной. В проекте мне было интересно съездить в Питер, узнать петербуржцев и что там за запреты такие в музеях.

  • Что запреты значат для тебя?

Для меня запреты— это стенки, то, что тебя ограничивает. При этом лично меня ни один из запретов, которые мы затронули во ВСЕЙ лаборатории, не раздражает. 

  • Как шла работа в лаборатории? Что понравилось, а что раздражало?

Работа в лаборатории поначалу шла тяжело, было сложно придумать свою идею, но потом, после появления цели, наконец-то захотелось работать.

  • Были ли запреты в самой лаборатории?

Из запретов в лаборатории был только запрет на прогулки допоздна, после 22:00 (этот запрет действовал во время поездки в Петербург – прим. редактора)

  • Расскажи про свой проект.

Идея проекта родилась когда Екатерина, заведующая (главный хранитель – прим. редактора) Музеем игровых автоматов, рассказала, что дети бегают, чтобы добежать до автомата, хотя это запрещено. Я решил, что вместо того, чтобы запрещать, можно сделать для детей специальное место, где можно бегать, со стартом и финишем: люди берут на входе секундомеры и бегают это расстояние на время, записывая свои результаты в форму и получая две монетки (для игры в автоматы – прим. редактора). Девочки из лаборатории “Почему бы и нет” сказали, что проект очень красиво вписался в музей. 

11

  • Какие впечатление у тебя были после презентации проекта? Как публика отреагировала нa твой проект? 

Публика осталась равнодушной, что немного грустно. (Это интересное наблюдение, и повод для размышления: возможно, гораздо приятнее нарушать запрет, чем пользоваться тем, что предлагают).

  • Чем бы ты хотел заниматься после школы?

После школы до конца не определился, но были мысли пойти учителем.

 


 


Быстрый поиск  
по музеям
Аничков дворец
Библиотека «Екатерингофская»
Библиотека «Книжная вселенная»
Библиотека «Старая Коломна»
Библиотека им. В.И. Ленина
Библиотека имени Некрасова
Библиотека книжных героев
Библиотека Охта-8, Маяковка
Библиотечная реальность «БИАР» (Красносельский район)
Военно-медицинский музей
Выставка «Ловцы слов»
Выставочный зал «На Казачьем», филиал музея «Разночинный Петербург»
Выставочный зал «На Подольской», филиал музея «Разночинный Петербург»
Выставочный зал «Смольный», ГБУК ЛО «Музейное агентство»
Государственный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине
Государственный Эрмитаж
Дворец «Коттедж» (Музей-заповедник «Петергоф», парк Александрия)
Детская библиотека «Книгопарк» (Приморский район)
Детская библиотека «Краеведческий центр», сеть библиотек Фрунзенского района
Детская библиотека №10 «Компас»
Детская библиотека №6 им. В. Г. Короленко (Библиотечная система Фрунзенского района)
Детская библиотека истории и культуры Петербурга, филиал №2 ЦГДБ им. А.С. Пушкина
Детская библиотека МЦБС им. М.Ю. Лермонтова
Детский библиотечный центр «ЛИСТ»
Детский музейный центр на Болотной, 13, отдел Музея политической истории России
Дом-музей Ф. И. Шаляпина, филиал Музея театрального и музыкального искусства
Елагиноостровский дворец-музей
Зоологический музей
Ивангородский музей и Ивангородская крепость
Историко-литературный музей города Пушкина
Исторический парк «Россия – Моя история»
Кингисеппский историко-краеведческий музей
Киришский историко-краеведческий музей
Книжный магазин «Во весь голос»
Котокафе «Республика котов и кошек»
Краеведческий музей г. Ломоносова
Ледокол-музей «Красин»
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Литературный музей «ХХ век», Музей-квартира М. М. Зощенко
Литературный музей Пушкинского Дома
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Мастерская М. К. Аникушина, филиал Музея городской скульптуры
Монумент героическим защитникам Ленинграда (филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга)
Музей «Анна Ахматова. Серебряный век»
Музей «Государева Ратная палата»
Музей «Гранд Макет Россия»
Музей «Дворец Петра I в Стрельне»
Музей «Дворцовая телеграфная станция», Музей-заповедник «Петергоф»
Музей «Дом станционного смотрителя»
Музей «Домик няни А.С. Пушкина»
Музей «Нарвская застава»
Музей «Невская Застава»
Музей «Разночинный Петербург»
Музей А.В. Суворова в Новой Ладоге
Музей Академии художеств
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Музей Арктики и Антарктики
Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Музей в колокольне
Музей В.В. Набокова
Музей городского электрического транспорта
Музей железных дорог России
Музей забытых ремёсел и крестьянского быта
Музей захожского кружева (Центр «Светёлочка»)
Музей звука
Музей И. П. Павлова в Колтушах
Музей истории г. Волхова
Музей истории города Шлиссельбурга
Музей истории денег
Музей истории Кронштадта (экспозиция «История города»)
Музей истории Обуховского завода
Музей истории религии
Музей коллекционеров, Петергоф
Музей космонавтики и ракетной техники
Музей логистики
Музей мостов
Музей обороны и блокады Ленинграда
Музей оптики Университета ИТМО
Музей Оранэлы
Музей петербургского авангарда
Музей печати, филиал Музея истории Санкт-Петербурга
Музей подводной археологии (Музей истории Кронштадта)
Музей пожарной охраны Санкт-Петербурга
Музей политической истории России
Музей С. М. Кирова, филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Музей советских игровых автоматов
Музей спорта в Санкт-Петербурге
Музей театрального и музыкального искусства
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
Музей христианской культуры (Фонд «Новая эра»)
Музей художественного стекла, ЦПКиО имени С. М. Кирова
Музей-заповедник «Гатчина»
Музей-заповедник «Царское Село», Александровский дворец
Музей-заповедник «Царское Село», Екатерининский дворец
Музей-заповедник «Царское Село», парковый павильон «Белая башня»
Музей-институт семьи Рерихов
Музей-квартира А. А. Блока
Музей-квартира Елизаровых
Музей-квартира И. И. Бродского
Музей-квартира И. П. Павлова
Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, филиал Музея театрального и музыкального искусства
Музей-квартира семьи актеров Самойловых, филиал Музея театрального и музыкального искусства
Музей-крепость «Корела»
Музейный комплекс «Вселенная воды»
Музейный комплекс в Разливе. Выставочный зал «Арт-Курорт»
Музейный центр «Новая ферма», музей-заповедник «Петергоф»
Музей-усадьба «Приютино»
Музей-усадьба «Рождествено»
Музей-усадьба «Суйда»
Нарвские Триумфальные ворота, филиал Музея городской скульптуры
Некрополи Музея городской скульптуры
Новый выставочный зал Музея городской скульптуры
Одиннадцать месяцев
Особняк Румянцева, филиал Музея истории Санкт-Петербурга
Петропавловская крепость, Музей истории Санкт-Петербурга
Российский этнографический музей
Русский музей
Русский музей. Восточный павильон Михайловского замка
Санкт-Петербургский музей Хлеба
Сарай Н. А. Емельянова (Музейный комплекс в Разливе
Сосновоборская детская библиотека
Сосновоборский художественный музей современного искусства
СПбГИКиТ
Театр «На Литейном»
Театр сказки
Технопарк «Ленполиграфмаш»
Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей
Тосненский историко-краеведческий музей («Дом царской кормилицы»)
Фонд художника Михаила Шемякина
Центр британской книги МЦБС им. М.Ю.Лермонтова
Центр естественных наук «Эмпирика»
Центр Маяк
Центральная городская детская библиотека имени А.С. Пушкина
Центральная детская библиотека имени Н. А. Внукова, ЦБС Выборгского района
Центральная детская библиотека Петроградского района
Центральная районная библиотека имени А. П. Чехова»
Центральный военно-морской музей
Центральный музей железнодорожного транспорта РФ
Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева
Центральный музей связи имени А. С. Попова
Шереметевский дворец – Музей музыки
Школа креативных индустрий «МАЯК»